Кивилева Людмила Владимировна,
старший научный сотрудник
отдела Профессионального развития педагогов,
ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
Методическая составляющая электронного портфолио педагога, как средство профессиональной рефлексии при достижении новых образовательных результатов
Никто не может показать миру, каков я есть,
ярче, чем это смог сделать я сам.
Эрнест Хемингуэй
Согласно новой парадигме образования учитель, прежде всего, должен начать преобразования с себя. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. А одной из основных задач проведения аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.
Для организации процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Пермского края, начиная с 2008 года, разработан и функционирует сайт portfolio-edu. Данный сайт является единым электронным ресурсом для размещения материалов педагогических работников Пермского края в электронном виде для подтверждения личных профессиональных достижений в образовательной деятельности, результатов обучения, воспитания и развития учеников, вклада педагога в развитие системы образования. [1]
Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. [3]
Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере образования на территории Пермского края, проводится на основе экспертной оценки представленных на сайте portfolio-edu материалов в электронном виде, подтверждающих результативность деятельности педагогических работников.
Подробно рассмотрим методическую составляющую электронного портфолио педагога Пермского края.
Структура методической составляющей портфолио педагогического работника Пермского края (рис. 1) включает в себя 6 пунктов, в которых отражены требования к категориям, п. 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом МОН РФ от 07.04.2014 г. № 276:
Количество разделов методической составляющей портфолио конкретного педагога зависит от заявленной категории (первой или высшей) и должности, по которой планируется аттестация.
В разделе «2» электронного портфолио отражаются материалы в электронном виде, подтверждающие результативность, во-первых, активного участия в методических объединениях педагогов организации и края, а, во-вторых, трансляции опыта профессиональной деятельности педагогических работников.
В пункте 2.1. (см. рис.1) отражаются формы методической работы, результаты мониторинга участия педагога в методических объединениях (темы, сроки), временных творческих коллективах как результат творческих поисков новых эффективных форм обучения, проблемных группах, решающих воспитательные и образовательные проблемы за 5 лет. Работа в качестве наставника (работа с практикантами, молодыми педагогами) с указанием её формы, темы и адресата с указанием количества человек, в отношении которых осуществлялось наставничество.
В пункте 2.2. отражаются различные формы распространения опыта эффективного использования современных образовательных технологий в образовательной деятельности, способов достижения высоких образовательных результатов с указанием тем конференций, семинаров, педагогических чтений и темы выступления педагога на мероприятиях или проблемы, в обсуждении которой он принимал участие в рамках круглого стола. Результаты пассивного участия в семинарах, конференциях (был слушателем) не отражаются. Это может быть информация о мастер-классах, открытых уроках, занятиях, мероприятиях для слушателей КПК, для педагогов образовательной организации.
В пункте 2.3. педагог отражает результаты работы в экспертных комиссиях, жюри разных уровней (при проведении разнообразных конкурсов, олимпиад, соревнований по направлению деятельности педагога); рецензирование дидактических, диагностических, программно-методических разработок коллег.
В пункте 2.4. размещаются материалы, подтверждающие результаты участия в конкурсах профессионального мастерства для педагогов, претендующих на высшую категорию с указанием наименования конкурсов, способов их проведения (очно, заочно, дистанционно и др.), при наличии – номинации.
В пункте 2.5. отражаются результаты экспериментальной и инновационной деятельности, участия в апробации (пособия, программы) для педагогов, претендующих на высшую категорию. С указанием уровня, в чем заключалось участие, результатов деятельности, разработанных педагогом продуктов инновационной деятельности, прошедших внешнюю экспертизу (программные, методические, дидактические и др. материалы).
В пункте 2.6. кроме материалов об организации предметно-развивающей среды, для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств, преподавателей общепрофессиональных и/или специальных дисциплин образовательных организаций профессионального образования, отражаются результаты работы по методическому и дидактическому обеспечению образовательной деятельности, это программно-методическое обеспечение, диагностические средства, дидактическое обеспечение.
В процессе подготовки к наполнению разделов портфолио материалами, в электронном виде, подтверждающими результативность профессиональной деятельности педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо выполнить самоанализ за последние пять лет. Правильно составленные и оформленные самоанализ и информационно-аналитические отчеты являются одним из важных условий успешного прохождения аттестации. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. [2]
Размещаемый в портфолио самоанализ должен сформировать представление о педагоге как о высококвалифицированном специалисте, полноценно охарактеризовать опыт и педагогические достижения. Составляя самоанализ, необходимо не только указать конкретные данные, но и, проанализировав неудачи и достижения, сделать выводы и поставить новые цели. Работа над самоанализом предполагает демонстрацию, как умений систематизации, обобщения, так и конкретизации, иллюстрирования материала примерами, подтвержденными в разделах портфолио.
Информационно-аналитические отчеты размещаются практически в каждом разделе портфолио и должны отражать результаты деятельности по направлению раздела портфолио, сравнительный анализ результативности по годам за 5 лет. Это значит, что педагогу нужно оценить результаты работы в соответствии с поставленными на межаттестационный период целями и задачами по конкретным направлениям деятельности. Наряду с обычным текстом информационно-аналитический отчет, как правило, включает различные иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие элементы, предназначенные для того, чтобы более наглядно и убедительно представить содержание и результаты деятельности.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что для грамотного наполнения методической составляющей электронного портфолио педагога материалами, необходима профессиональная рефлексия, которая выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление; во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решению не поддаются. [2]
Умения рефлексировать результат деятельности помогают оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность.
Список источников: